Наблюдать и работать
Матвей Струкс и полковник Эмери меряются размерами своих телескопов. Если вы понимаете, о чём я ![:shy:](http://static.diary.ru/picture/1487.gif)
«Увлекшись выпадами, Матвей Струкс заявил, что пулковский телескоп с его объективом в четырнадцать дюймов дает возможность увидеть звезды тринадцатой величины; полковник Эверест резко ответил, что объектив телескопа Кембриджской обсерватории тоже имеет четырнадцать дюймов и что в ночь на тридцать первое января 1862 года с его помощью был, наконец, открыт таинственный спутник Сириуса, вызывающий отклонения в его движении!
Когда ученые доходят до подобных препирательств, то совершенно очевидно, что никакое сближение между ними уже невозможно».
Прошу прощения, если для кого-то опошляю роман. Верн сам смеётся над этим. Мне кажется, астрономы в этой книге - все абсолютные мальчишки. Что Цорн и Эмери, что все остальные, включая "серьёзного" Матвея Струкса.
Ну какой патриотизм может двигать их на такое телескопомеряние! Это просто спор, кто главнее, кто умнее и вообще не так уж далеко они в моральном смысле от этих наших интернетов или песочницы.
Мальчишки!
И ведь там ещё мораль в романе такая, достойная самых детских книжек: ребята, давайте жить дружно. Право, герои "Двух лет каникул" подчас более "взрослые", чем эти парни! Хотя, впрочем, посмотрим, мне их тоже перечитывать потом.
Всё же возраст в смысле прошедших с твоего рождения лет значит очень мало. Незрелые морально и умственно люди - при всех их умственных способностях и телесных силах - встречаются постоянно. (По-моему, что-то умное по этому поводу было в "скрибнеровском" цикле Хайнлайна. Буду перечитывать - замечу).
![:shy:](http://static.diary.ru/picture/1487.gif)
«Увлекшись выпадами, Матвей Струкс заявил, что пулковский телескоп с его объективом в четырнадцать дюймов дает возможность увидеть звезды тринадцатой величины; полковник Эверест резко ответил, что объектив телескопа Кембриджской обсерватории тоже имеет четырнадцать дюймов и что в ночь на тридцать первое января 1862 года с его помощью был, наконец, открыт таинственный спутник Сириуса, вызывающий отклонения в его движении!
Когда ученые доходят до подобных препирательств, то совершенно очевидно, что никакое сближение между ними уже невозможно».
"Приключения троих русских и троих англичан"
Прошу прощения, если для кого-то опошляю роман. Верн сам смеётся над этим. Мне кажется, астрономы в этой книге - все абсолютные мальчишки. Что Цорн и Эмери, что все остальные, включая "серьёзного" Матвея Струкса.
Ну какой патриотизм может двигать их на такое телескопомеряние! Это просто спор, кто главнее, кто умнее и вообще не так уж далеко они в моральном смысле от этих наших интернетов или песочницы.
Мальчишки!
И ведь там ещё мораль в романе такая, достойная самых детских книжек: ребята, давайте жить дружно. Право, герои "Двух лет каникул" подчас более "взрослые", чем эти парни! Хотя, впрочем, посмотрим, мне их тоже перечитывать потом.
Всё же возраст в смысле прошедших с твоего рождения лет значит очень мало. Незрелые морально и умственно люди - при всех их умственных способностях и телесных силах - встречаются постоянно. (По-моему, что-то умное по этому поводу было в "скрибнеровском" цикле Хайнлайна. Буду перечитывать - замечу).
Я очень люблю его именно за умение вот так беззлобно подсмеиваться над своими героями, и за то, что он делает это често.
При этом мне кажется, его герои - большинство главных / положительных героев как раз очень зрелы морально: они чётко видят разницу между добром и злом, они верны своим принципам, они не позволяют обстоятельствам влиять на их выбор, как бы серьёзны эти обстоятельства ни были. И при этом сохраняют детски непосредственное отношение к жизни, не впалая в ложную солидность и серьёзность. Это подкупает.
Вторая зрелость - зрелость настоящая, приходит у героев лет в 40-50. Она не подразумевает отказа от несерьёзности, но даёт возможность вывести как раз принципы настоящие, собственные, и быть уже не просто умным и храбрым, а мудрым и спокойным в смысле внутренней гармонии.
Поэтому Паганель равен Роберту Гранту, Джон Маглс практически ровесник Мэри. Майор Мак-Наббс и Айртон - единственные из главных героев "Детей" по-настоящему зрелые люди. И для них как раз добро и зло сложно, а не абсолютно.
Тем интереснее наблюдать за героями в промежутке между 40 и 50 годами, когда они проходят тот подростковый возраст, который миновал их в период полового созревания.
Поэтому, например, в "Таинственном острове" моральные метания и выбор представляет нам не Герберт (он-то уже взрослый, у него принципы и мужество зашкаливают), а Спилет.
Поэтому Импи Барбикен уже взвешен и спокоен, а Мастон, который чуть младше, бегает по потолку. (Мишель Ардан просто по жизни бегает по потолку, он не считается; хотя в конце концов капуста съела и его)))
Занятно, что этот же период для героя Верна иногда совпадает со свадьбой, а чаще - с категорическим отказом от мысли завести семью.
Романы Верна остаются юношескими, когда в них нет ни одного персонажа младше тридцати.
С этой точки зрения "Полдюжины учёных" тоже история взросления, причём взросления как раз старших членов экспедиции. Это они здесь должны воспринять "главный урок".
Кстати, с героинями эта схема работает точно так же, но у меня слишком мало примеров героинь Верна старше 30, чтобы понаблюдать. Но Полина Барнет символизирует.
Согласна, что Джон Маглс практически ровесник Мэри, да и сам Гленарван не намного их опережает по восприятию мира. Насчет Паганеля я бы не была так уверена - он ровесник Роберта по поведению, да, но вот, например, Роберту, как свойственно всем мальчишкам, очень хочется и важно быть героем. Паганель не только не тянется к внешней героике, он совершенно не боится быть смешным - для меня это тоже важный признак развития личности.
Про Айртона интересное замечание.
Занятно, что этот же период для героя Верна иногда совпадает со свадьбой, а чаще - с категорическим отказом от мысли завести семью. - и это тоже. Я раньше не обращала внимания, надо будет понаблюдать. Интересно, насколько тут оказала влияние личная история автора.
Не боится быть смешным - однако же именно потому, что боится быть смешным, не вернулся во Францию?
Он скорее иногда старается быть смешным, потому что это даёт ему ништяки в виде внимания окружающих, тем более что героическая роль ни черта не получается. То леди обломает романтичную историю про робинзонов, то майор опять язвит про историю открытий. То вообще-то героический поступок вроде быстрого изучения испанского обернётся какой-то фигнёй. Не судьба. Остаётся с мужеством быть смешным, потому что это в общем-то довольно круто тоже.
Да ну, разве?
Ученый опасался, как бы Географическое общество в лице своего свежетатуированного секретаря не подверглось насмешкам карикатуристов и газетных острословов
- по-моему, это про опасения
подставитьскомпрометировать организацию, на которую работает. Одно дело быть смешным самому, другое - причинять вред другим людям.с мужеством быть смешным, потому что это в общем-то довольно круто тоже.
Вот тут согласна, круто.