Наблюдать и работать
Едва ли не самое главное в робинзонадах - представить себя на месте героя. Вместе с ним пережить кораблекрушение, вместе с ним дрожать от страха перед судьбой, с ним исследовать неизвестную землю, ставшую пристанищем, и создавать свой дом порой на голых скалах. Это даёт возможность не только развлечься, читая книгу, но и немного больше узнать о себе.
Как я узнавала о себе, размышляя о Сайресе Смите, так и каждый, я полагаю, мог бы узнать кое-что о себе, порассуждав о героях "Таинственного острова".
Нужно было бы об этом больше написать, но пока я не знаю, как именно. Пока я думаю, что написать о героях, может быть, вы скажете о своём отношении к ним? Нет ли у вас героя, место которого вы, читая "Таинственный остров", как бы занимали?
Как я узнавала о себе, размышляя о Сайресе Смите, так и каждый, я полагаю, мог бы узнать кое-что о себе, порассуждав о героях "Таинственного острова".
Нужно было бы об этом больше написать, но пока я не знаю, как именно. Пока я думаю, что написать о героях, может быть, вы скажете о своём отношении к ним? Нет ли у вас героя, место которого вы, читая "Таинственный остров", как бы занимали?
И всё-таки поразительно, насколько умело Верн меняет отношение читателя к персонажу. Я помню, как ненавидела негодяя, подлеца Айртона в "Детях капитана Гранта" - и как привязалась к этому раскаявшемуся достойному человеку в "Таинственном острове".
А вообще, мне иногда кажется, что "Таинственный остров" - это произведение романтизма: исключительные люди в исключительной ситуации.
Так ли исключительны эти люди? По сравнению с Капитаном - вот уж романтическая фигура, с какой стороны ты ни глянь! - колонисты просты и обычны. И им нужно обязательно такими быть. Они недаром Новые Люди - вот таковы они и есть, это светлые образы, это титаны; но они таковы именно потому, что сами-то по себе ничем не примечательны. Обыкновенные люди. Ни в коем случае не исключённые из общества, не исключающие его, напротив, ярко и увлечённо в нём живущие, не чуждые никаким его проявлениям. Если они ищут Голубой Цветок - то он у них личный и очень психологично-человеческий. Как смилет, как отношения Сайреса и Наба, как чувства Айртона к колонистам и колонистам к Айртону. Это не люди грёз, не певцы умозрительного - это люди Дела. Они положили руководствоваться прежде не чувством, но разумом, они превозносят не индивидуализированность, но коллектив. Ведь остров Линкольна, в конце концов, коммуна. Человек не может быть один. Верн тут щёлкнул по носу и романтизм, не только Просвещение. Но и то и другое - с нежной любовью. Иначе не было бы ни робинзонады, ни Капитана. ...Колонисты - не атеисты. О нет, напротив. Это очень религиозные люди. Они американцы, они люди нового времени - но это не бездушные дельцы, бог которых - техника и капитал. Они верят в то же, во что и все истинные христиане. Это прекрасные люди - именно потому, что они уникальны, не будучи исключительными. И в «заражённом нигилизмом мире» они очень нужны. Они и Остров Линкольна.
Кстати, мои аватары при взгляде со стороны на мистера Сайреса хоть как-то намекают? Или стоит добавить собственно его из "ТО" 41-го?
Спасибо за рассуждение о романтизме-неромантизме.
Алекс фон Смит, я уже писала (но ещё не публиковала), что Герберт-читатель порой совершенно заслоняет от читателя Герберта-героя. Но к герою тоже следует присматриваться, он славный юноша, и прелесть его далеко не только в знании биологии. Удивительна и его нравственная зрелость. Не каждый сможет в таких ситуациях, в которых он побывал, так себя вести. Пока не пишу больше, но вот Anna_Dreamer знает, что я уже год пишу на эти темы целую статью.
Очень даже стоит: жду Сайреса! Вот так оно... Он правда славный и хороший. Давай вместе посмотрим?
Да, я знаю! И очень болею за её развитие.
Anna_Dreamer, как вы здорово разложили всё по полочкам! Я, конечно, понимаю, что Вы более чем близки к литературе, но меня всё-равно поражают такие глубокие знания. У меня о романтизме всплывает в голове только одна фраза, которую я помню очень хорошо, об исключительных людях и ситуации. Для меня исключительность этих героев именно в том, что не всякий в этих ситуациях вел бы себя так, как они; как и писала Мари про Герберта. А исключительная ситуация - необитаемый остров. Понимаю, примитивно, но ассоциации именно такие. И только в этом для меня романтизм романа. И я ни в коем случае не претендую на определение направления романа, и ни в коем случае не говорю, что они асоциальны и атеисты - я же всё-таки внимательно читала.
Marie Paganel, да, ты совершенно права. Но Герберт-герой, несмотря на то, что читая, я "занимаю его место", для меня никогда не терялся. Я всегда видела его именно как отдельного героя, и конечно, видела в нём не только знатока биологии. Это замечательный юноша, обладающий теми же прекрасными качествами и в том же объеме, что и его старшие товарищи. Просто я, как впрочем, и всегда, много думаю и чувствую, но верно выразить могу немногое. От того-то, Anna_Dreamer, мне и нельзя вести дневник: своими рассуждениями я могу кого-то нечаянно обидеть, причём сама того совершенно не желая и не подразумевая. К тому же, я не представляю, что там писать. У вас с Мари интересные записи и наблюдения, прекрасные статьи, замечательные работы. А что могу предложить читателю я? Хотя, если честно - очень хочется.
Marie Paganel, я буду очень ждать твоей статьи! Ты всегда всё так замечательно расписываешь, всё так последовательно, логично, верно и очень с душой. А ещё я знаю, кто изображен на твоём аватаре, и знаю, как он связан с Сайресом Смитом. Знаю я и кто изображён на Вашем аватаре, Anna_Dreamer, и так же знаю, как он связан с Гедеоном Спилетом. Так что вы не думайте, вас читают очень внимательно.
Про Герберта-героя - всё ещё немного сомневаюсь. Сама проходила через это и знаю, как сложно отделить его от Герберта-читателя, особенно если кто-то ассоциирует себя с ним. Я вон мистера Сайреса, совершенно от меня отличного, с трудом от себя отличаю, сомневаюсь, что можно так запросто писать о Герберте-персонаже, не отдалившись от него на должное расстояние. А ты не отдалилась, а только приблизилась, расхваливая его. Поэтому призываю хоть одно соображение собственно о Герберте вынести на обсуждение. О чём можно судить именно по его поведению в романе?
А идею с обсуждением Герберта поддерживаю! Потому что сама уже начинаю сомневаться...
Что ж, для начала замечу, что мальчик он живой, активный и несколько непоседливый. Если у Герберта есть какая-нибудь реплика, то почти наверняка он её воскликнет или крикнет. Он восклицает от радости, увидев очередное животное, так что на охоте наверняка не раз распугивал Спилету дичь. Это сближает его с Робертом Клифтоном, и мне кажется, что Герберт больше походит на Роберта, нежели на Марка. Но и с Марком его сближает кое-что, хотя бы то, как Герберт держится в ситуациях, где даже его старшим друзьям отказывает вера в лучшее. Когда в первых главах все прочие потеряли надежду, Герберт утверждал, что Смита можно спасти. Можно сравнить это с теми днями, когда надежду теряет сам Герберт - тогда уже колония погружается в полное отчаяние. Ни Сайрес Смит не может помочь, никто.
А ты, Мари, была права. Кажется, в своих суждениях я действительно скатываюсь к Герберту-читателю.
Но, допустим, Спилет и Наб тоже не верили в то, что Сайрес Смит погиб, надеялись на лучшее. Однако они огорчались. Так что уж выбираем - либо Герберт слишком мал и ничего в жизни не видел (Герберт-читатель?), либо он просто такого склада, что умеет поддерживать людей в самых тяжёлых ситуациях (Герберт-персонаж?)
Ещё насчёт "ничего не видел" - он ведь успел в свои 15 поплавать по морям, если судить по тому, как они с Пенкрофом управляли "Бонадвентуром".
Впрочем, я могу судить слишком резко, в свою очередь.
Но и прочих персонажей нельзя так одним словом всех характеризовать. Мудрыми всех я бы не назвала.
Вообще вопрос: мудрый человек полетел бы в бурю на воздушном шаре? Мне кажется, мудрец в таком случае бы скорее предпочёл подождать, ведь вполне очевидно, что Ричмонд осаждён и армия вот-вот вступит в город. Подожди колонисты две недели - вернулись бы домой на четыре года раньше.
Вероятнее всего, о Ричмонде нужен отдельный разговор; но тут же сопровождающий вопрос: нужен ли он вовсе. Не только потому, что при таком сослагательном наклонении было бы с Капитаном и Айртоном, но ещё и потому, что это непосредственная завязка всего сюжета, из которого мы и черпаем аргументы для наших рассуждений.
Я бы определила это качество где-то на стыке зрелости и опытности. Не говоря про Ричмонд сейчас: вопрос неоднозначный. Ну да, Спилет легкомысленно прозевал, что не опустил мостки, наверняка будучи занятым какими-нибудь жутко интересными размышлениями!..
Но я согласна признать, что герои были мудры, особенно все вместе.