Дочитала "Флаг родины". Удивительно, что начиная читать я не испытывала никакого восторга - поздний Верн до меня обычно доходит не сразу, а уж если мне выдали спойлер...
Но сам тот факт, что я прочла книгу за два дня с лишним что-то да значит. Вторая половина романа меня захватила - и вполне понятно, что я хочу немного сказать о героях. Да, о героях, не о фантастическом сюжете, который так тесно можно связать с "Вверх Дном" или "Двадцать тысяч лье".
Я скажу, каким мне представились Симон Харт и Тома Рок. Вкратце, ибо на длинную запись сил не хватит.
читать дальшеТома Рока называли (здравствуй, Борисов) негодяем, продавшим своё изобретение тому, кто дал большую цену, в обход своей родины. Называли несчастным безумцем. И лишь Симон Харт (то есть Верн) называл его разочаровавшимся с отчаявшимся сердцем.
Многим ли было дело до сердца несчастного изобретателя! Симону Харту определённо было.
Инженер Симон Харт - фигура здесь выделяющаяся. Он отличен от Аронакса, он более деятелен и меньше любит рассуждать о людях. Для него мир делится на хороших и плохих людей, но вовсе не однозначно такое разделение. Однозначно недолюбливая пиратов, захвативших его, он, тем не менее, испытывает очень сложные чувства к своему бывшему подопечному, Тома Року.
В лечебнице он ухаживал за ним, жалея и, насколько мог, защищая от назойливых посетителей. Ухаживать за безумцем... Помашем ручкой мистеру Сайресу, ибо Симон Харт идёт той же дорогой. Но он - добровольно отказывается от всего своего мира ради, как он это понимает, блага общества, блага человечества и своей Родины.
В этом тексте слово Родина следует писать всегда с большой буквы. Это - Франция, во всех своих дурных и хороших сторонах. Отвергшая изобретение Рока и его самого, и всё же своя, невообразимым для некоторых образом родная - Франция, Родина Симона Харта, которую он надеется считать и Родиной Тома Рока. Это может показаться просто фанатичным патриотизмом, но подумайте сами: если бы вы оказались в таком положении, как Харт? Как бы вы почувствовали себя - и что смогли бы сделать? Могли бы вы - как он?
А он где-то глубоко внутри знает, что поступает правильно. Знает сердцем, не разумом. Он тоже оторван от Родины, но слышит её зов - и встаёт на защиту интересов Франции. Он осознаёт, что это не самый честный поступок, но оправдывает его. Так же он мог бы стать шпионом в Америке, например.
Очень интересны разбросанные по всему тексту фразы о благе человечества и человечности, всегда в устах инженера Харта.
И каким же на этом фоне выступает Серкё!.. Но о нём я даже писать не желаю.
Симон Харт то признаётся в презрении к Тома Року, то мчится объяснить ему что-то, то поддержать. Он беспокоится не только за изобретение, но и за самого изобретателя, и неважно, что он успел столько раз пожелать ему смерти. Он желает смерти не собственно Тома Року, к которому уже весьма привязался, а его изобретению, опасности для человечества. Если бы это означало смерть для самого Харта - он был принял её.
Его дневниковые записи сумбурны, и это лишь доказывает мастерство Верна (стиль Верна многие ругают - и зря). Кто вёл дневник, может узнать себя в этом способе изложения - мысли порой беспорядочны, но в целом составляют именно то, что и есть наша жизнь, которую мы описываем. А Симон Харт ведёт дневник в таком сложном положении - это ему тем сложнее и проще одновременно.
Пожалуй, я не смогу сегодня закончить мысль, разболелась голова, дела ещё есть. Но вы меня простите, я только-только дочитала книгу и страшно захотелось написать хоть что-то!
И в конце вот вам песенка в настроение:
@темы:
герои произведений Жюля Верна,
Флаг Родины