Достопочтенные джентльмены и любезные леди! Как кто-то из вас знает, а другие могли догадаться, я попала на премьеру "Путешествий Гулливера" в Петрозаводске, и именно этому посвящена эта запись. Она не очень связная - всего лишь поток мыслей и образов. Писалось при поддержке книги Джонатана Свифта в московском издании 1991 года и Клуба Знаменитых Капитанов.
читать дальшеСразу вынуждена предупредить всех, а в особенности поклонниц нашего дорогого "классического" Лемюэля (или даже Лемюэля из Клуба Знаменитых Капитанов), что каноничного в фильме мало, и даже с сильной натяжкой экранизацией его не назовёшь. Однако очевидно, что создатели читали Свифта, и причём не в пересказе для детей: классические эпизоды тушения пожара в Лилипутии, поражения флота Блефуску, и даже девочка с милым личиком, которая претендовала на роль Глюмдальклич (правда, в отличие от той, она жестокое, избалованное дитя, которому пока нельзя заводить домашних любимцев - бедняга Лемюэль это почувствовал на себе). А в остальном - современная американская комедия.
Однако я довольна, что пришлось вместо более или менее классических экранизаций (скажу честно - они, вероятно, были бы мне скучны) посмотреть именно этот фильм. Чем хорош всегда был Гулливер? Не спешите отвечать, что это жутко интересная приключенческая книга о старых временах и том, как люди фантазировали о неотрытых землях. "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта - сатира, сатира первоклассная, пережившая то, над чем смеялся автор. Это как... как... Мюнхгаузен и Пушечный Клуб!
Так вот, глубокоуважаемые читатели, создатели фильма не преминули использовать (хотя бы отчасти) мощь фантастического сюжета и всё же показали нам (хотя бы отчасти) то, на что я надеялась, идя в кино. С какой-то стороны мы вновь смеёмся над современным обществом, и над своими развлечениями, и даже отчасти - над политикой. Конечно же, это ориентировано на зрителя, знакомого с культурой Штатов - оно и понятно, ведь и чтобы читать Свифта, нужно знать историю Англии его времени, не так ли?
Я пережила одно огромное сожаление: в фильме Гулливер - главный герой, и именно на нём акцентируется всё внимание. Нет этого потрясающего описания Лилипутии, которое нам передал Свифт - даже об "остроконечниках" и "тупоконечниках" нам напоминают только девизы государств Лилипутии и Блефуску (я не знаю латыни, но лично мне они именно об этом напомнили, я ещё порадовалась - вот как, не забыли!) А ведь какой фильм можно было бы на этом месте развернуть!.. А Лемюэль что? А ещё репортёр "Нью-Йорк Трибюн"!
Да, увы, от Главного Героя и его участи никуда не денешься. Джек Блэк вполне мил, как и обычно. Геройствует не то, чтобы слишком геройски, но вполне жизненно. Но фильм вы можете посмотреть и сами, а я о том, что заметила или додумала здесь я.
Гулливер, прибыв в Лилипутию и пользуясь своим влиянием при дворе (которое заполучил, совершив пару пустячных для него подвигов), немедленно принялся навязывать стране свой (читай - американский) образ жизни. "Титаник" и "Звёздные Войны" вместо местных военных парадов (привет королю Георгу), танцульки под попсу вместо чинных балов, светящиеся рекламы на дворцах, футбол и футболки и т.д. и т.п.
Вероятно, в фильме можно заметить много больше деталей, которые понятны будут американцам, а не нам. Но зато они не могут посмотреть на себя с нашей стороны.
Если говорить о до-гулливеровской Лилипутии, то она вполне традиционна. Даже излишне традиционна. Принцессу бедную уже достали: похищают регулярно враги, спасает исключительно суженый-с-которым-предстоит-жить-долго-и-счастливо. В результате она наконец отшила суженого и, когда он в отместку хотел её сам похитить, врезала ему. Не знаю, как вам, а мне кажется, что это вполне достойный пример для всяких традиционных фанфиковых НЖП.
Что же до моей репортёромании, то Гулливер и её в итоге всё же порадовал: напел песенку о том, что война никому, собственно, не нужна, протанцевал что-то зажигательное и помирил таким образом королей и армии (которые бросились подпевать и пританцовывать). В общем - мир, дружба, жвачка.
А уж когда начал писать о своих путешествиях и снова путешествовать - тогда я вообще обрадовалась за него и теперь хочу продолжения: среди путешествий Гулливера были ведь ещё Япония, Лапута, страна Гуигнгнмов... Я хочу сравнить этого Лемюэля с еху и увидеть его реакцию на любителей математики и музыки, проживающих на острове Лапута.
Вот я, похоже, и дошла до того места, где следует назвать мораль фильма (а она у него даже есть).
Мораль, высказанная в фильме: нет маленьких должностей, есть маленькие люди.
Мораль, которую бы приписала я: не строй из себя героя, будь им!
Что ж, похоже, к уважаемым мной Гулливерам (поскольку того, который из КЗК, я традиционно тоже не считаю каноничным) добавился ещё один образ, очень милый и, в отличие от первых двух, не такой важный. И наконец-то - понимающий счастье любви. Вот за это - спасибо огромное!
Мораль записи: Гулливер навсегда!
Напоследок замечу, что фильм снимался киностудией "20th Century Fox Film", которая, если не ошибаюсь, работает теперь и над экранизацией романа "20 000 лье под водой". Остаётся только надеяться, что они не остановятся на достигнутом и представят нам рано или поздно и современного Мюнхгаузена, и современного Тартарена из Тараскона. Я осознаю, что в них будет мало "каноничного" - но, как я уже писала выше, это - персонажи, пережившие уже не один век. В самом деле, почему бы и теперь не отправиться неким путешественникам в Россию или в Африку и не привезти оттуда новых удивительных историй? Но - желательно, чтобы фильмы были качественнее, нынешний фильм "Путешествия Гулливера" не оправдывает свой формат 3D.
@музыка:
Phil Ochs - The War Is Over
@настроение:
сонное-сессионное
@темы:
КЗК,
ассоциации