Предыстория этого постаМеня недавно попросили описать каждого из героев "Таинственного острова" - что я о них думаю, как представляю и т.д. Я редко поддаюсь на подобные просьбы - такие описания обычно случайно выдаю в качестве аргумента в споре или убеждении, не стараясь нарочно по каждой просьбе рассказывать о любимых героях.
Но в этот раз настроение подходящее и хотя бы об одном колонисте острова Линкольна я решила написать.
Итак - Сайрес Смит.Внешность мистера Смита описана Верном старательно. За это я, отчасти, и люблю Верна - так скрупулёзно описывать характер героя, его внешность, его привычки, всё его существо - а затем одной фразой, вложенной в его уста, одним эпизодом в повествовании описать этого героя так, что становится моментально ясно: всё прошлое описание - чисто внешнее. А герой - вот он, только что перед нами появился.
Так и Смит. Мы уже знаем, что у него густые усы, волосы с проседью, суровый профиль, подивились его облику учёного с духом воителя, узнали о том, как ценили его в правительстве Штатов, и поняли, что он, кроме того, что рассудительный и мудрый человек, ещё и смельчак. Но что всё это, вся вторая глава, по сравнению с одной-единственной фразой: "Остров или материк?" - и тут становится ясно всё.
читать дальшеЕщё более ясно героем стал он в моих глазах, когда, собрав волю, поднялся на ноги в пещерке, где ещё несколько часов назад лежал при смерти. И пусть не устоял на ногах! Героем всего романа детская головка его уже признала. И юная Маша укорила себя: ну надо же, а я даже утром из постели вылезти не могу, а он!..
Кстати, из тёплой постели в любой ранний час и в любую погоду до сих пор помогает эта мысль: "А вот мистер Сайрес!.."
Всю нелёгкую ответственность, которую на него взвалили друзья, он принял так легко, что остальные ни на минуту (по крайней мере в повествовании Верна) не задумались над тем, какой груз он нёс все эти годы. Он прирождённый лидер. Он уверен в себе и притом - какое отличие от капитана Гранта! - требует более от себя, чем от других. Друзей он заранее расспросил, чтобы узнать их способности и склонности. Да, от каждого по способностям! А не сверх человеческих сил, как он самого себя!
Кроме того, что мистер Смит сильный духом и телом, смелый, красивый и умный, он ещё и очень добрый человек. Недаром к нему так тянутся дети, животные и капитан Немо. Он наставляет Айртона, пытается защищать перед Пенкрофом пиратов (и как же укоряет себя за это позже!), он находит добрые слова для капитана Немо. Он ласков с Топом, и наверняка - с Набом.
Мог ли такой человек прожить неженатым до 45-ти лет? Ответственность его не пугает, воспитывать детей он, как выясняется, умеет, по дому тоскует - выходит, он вполне может быть женат, и в таком случае у него наверняка чудесные дети. И даже если среди моих читателей есть ярые чайлдфри (или как это слово правильно пишется?), то, думаю, и они не будут против существования юной копии мистера Сайреса Смита, столь же умной, красивой, ответственной и доброй, но лет на 20-30 моложе. И ещё мне кажется, что из фем-версии инженера Смита вышла бы отличная мама (быть может, я оттого так думаю, что моя мама - инженер). Но довольно, этого нет в романе! Вспомним ещё о том, как мистер Смит проявлял эмоции.
Думаю, вы помните Алексея Сергеевича Краснопольского в роли Сайреса Смита, и можете припомнить то, как его Смит в кадре и плакал, и задорно смеялся. Не припомню, чтобы инженер делал это в романе. Он смеялся, да, но вряд ли слишком громко. Быть может, он и плакал, но никто (или по крайней мере рассказчик-Верн) этого не замечал. Самая для меня памятная его эмоция - гнев, который он упрямо скрыл, когда спустился на разорённое пиратами плато Кругозора. Вывод напрашивается такой: Сайрес Смит мало делился с друзьями чем-то, кроме своих мыслей, что называется, по делу, лекций о всяческих чудесах природы и тому подобного. Но не было ли у него иных переживаний? Не было ли иногда тяжело до такой степени, что хотелось забыться, уйти от проблем? Не было ли во Дворце места, где, наедине с собой, инженер давал волю эмоциям, грустным мыслям? Не было ли среди колонистов друга, которому Смит вверял бы сокровенное? Этого мы не знаем, а я, по причине молодости и неопытности, судить о человеческом поведении в таких условиях вряд ли могу. Но Сайрес Смит всё это пережил, и был сам собой до конца, следовал своему курсу и тем самым подал чудесный пример многим и многим девочкам и мальчикам, юношам и девушкам.
И, хотя он не самый для меня интересный и не самый любимый мной герой "Таинственного острова", я искренне восхищаюсь этим образом и очень хочу быть на него хотя бы немного похожа по характеру, силе воли... и хочу так же заслуживать доверия.
Что бы я хотела сделать, встретив инженера Сайреса Смита: пожать ему руку.